Страницы

ЗПР: приговор или ...?


Уважаемые коллеги! В рамках нашего мероприятия предлагаем вам принять участие в дискуссии "ЗПР: приговор или ...?". Дискуссия (от лат. "discussio" — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Принять участие в дискуссии и высказать свои мысли по теме нужно в комментариях к данной странице.

Понятие «задержка психического развития» - психолого-педагогическое. Оно утверждает нал
ичие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временнОй  (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев врЕменный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. 

Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.

О понятии ЗПР и  видах ЗПР можно прочесть здесь.

Вы познакомились с классификацией видов ЗПР. Проверьте себя (окно с заданием можно развернуть во всю ширину окна, нажав на значок в правом верхнем углу задания. Карточки с ответами постарайтесь размещать так, чтобы название вида ЗПР оставалось видимым.):



О принципах коррекционно-развивающего обучения можно прочитать здесь и здесь.

В рамках дискуссии предлагаем обсудить, например, следующие актуальные вопросы: 
Есть ли у Вас лично опыт работы с детьми с ЗПР? Какие трудности вы встретили при обучении таких детей? Дети с ЗПР - обучаемы, но где на данный момент им предпочтительнее обучаться? Что, по-вашему, должна сделать общеобразовательная школа, чтобы качественно научить  детей с особыми образовательными потребностями
Вопросов по данной теме возникает очень много. Предлагаем вам обсудить предложенную тему в комментариях к данной странице. При комментировании представляйтесь, пожалуйста.

73 комментария:

  1. Опыт работы с детьми данной категории есть. Если эти дети в общеобразовательном классе (инклюзив), или же целый класс ( у нас это от 6 до 12 учащихся). Если это общеобразовательный класс, то трудности в том, что эти дети предложенный новый материал понимают не сразу, иногда эмоциональное состояние ребенка мешает - сам говорит я такой-сякой все равно ничего не пойму поэтому и не буду учить/слушать и т.д. Когда целый класс такой тоже порой бывают трудности: всегда среди них есть тот или та, которые занимаются чуточку лучше остальных, проявляют больше усердия/терпения, поэтому весь остальной класс их не очень жалует. Но в целом эти проблемы присущи любому классу. Из опыта работы, все эти трудности решаются в течении первого месяца обучения. После все "притираются" к друг другу и все идет как нужно, знаешь кому какое задание дать, кому какое ласковое слово сказать))). Несомненно все они обучаемы. На мой взгляд лучше когда происходит интеграция этих детей с другими, тогда у них есть к чему стремится и на кого ровняться.и
    Был у меня в прошлом году такой класс, дети как на подбор их было 7 человек в классе, настолько все пассивные и инертные были, просто кошмар. Я им каждый урок старалась что-то интересное придумать, а они в ответ молча слушали меня. По весне был у нас с ними урок, и на улице как раз шел дождь - честно думала сама с ними усну, пришел на смену другой класс - значительно шустрее - так не заметили как урок пролетел)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина Кажирахимовна, а дети данной категории продолжают учиться и в основной школе? Начальное образование они получали по адаптированной программе и выпущены из началки всё с тем же диагнозом ЗПР?

      Удалить
    2. Есть дети которые в основной школе уже учатся в общеобразовательных классах по программе для общеобразовательных классов, но есть и такие которые продолжают учится в спец.классах. Конкретно ситуация в нашей школе: учителя начальных классов часто скрывают таких детей (жалеют их, родителей), часто таких детей мы выявляем именно в основной школе, в 5ом классе, поэтому потом уже в основной школе немного труднее, и выводятся потом в общеобразовательные классы единицы.

      Удалить
    3. Светлана Токова4 июня 2015 г. в 01:39

      Здравствуйте, Алина! Здесь как раз тот случай (я о Вашем уроке), когда на помощь приходит дифференцированный подход: одним нужно подобрать задания, максимально возбуждающие активность учеников, пробуждающие у них потребность в движении, в деятельности; другим достаточно заданного темпа, а третьим, напротив, - задания спокойного характера. По-моему, любой урок можно повернуть в нужное русло. Надо только постараться подобрать ключик к каждому ученику ;-)

      Удалить
  2. Добрый день, меня зовут Лариса, я педагог-психолог и опыт работы с детьми с ЗПР у меня 6 лет. Сложностей конечно очень много: пограничные диагнозы, ошибочные, диагнозы, осложнённые диагнозы, и родители которые не понимают проблем своего ребёнка, или понимают но не принимают во внимание, или же принимают но не хотят участвовать в разрешении проблем. (это вы должны всему его научить). Я как психолог сталкиваюсь с проблемами в эмоционально-личностной сфере при работе с детьми данной категории, реакции отказа, импульсивность, упрямство, агрессия, чрезмерная двигательная активность, или же наоборот, робость, инертность, вялость, тревожность, страхи и порой сложно выстроить продуктивную систему работы. Приходит школьная пора, многие родители не хотят идти в класс КРО и отказываются даже от ПМПК, мотивируя это тем что - "мой ребёнок будет учиться в нормальной школе, а не с дураками", или же "в нормальном классе ему есть за кем тянуться и с кого брать пример". Хотелось бы познакомиться с вашим опытом работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Токова4 июня 2015 г. в 01:02

      Здравствуйте, коллеги! Дети с ЗПР – это, конечно же, особенные дети. Но их диагноз – вовсе не приговор. И мы, учителя (в сотрудничестве с педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями) с ними рядом для того, чтобы помочь в усвоении программного материала начального уровня образования, укрепить в них веру в свои силы и, наделив необходимым багажом знаний, дать возможность с лёгкостью и уверенностью продолжить обучение в 5 классе основной массовой школы.
      Вот уже на протяжении 12 лет я работаю с такой категорией обучающихся. Да, это не просто! Учебный процесс требует своей специфики: обучение носит разноуровневый характер, как и контроль знаний; систематически проводится диагностика познавательной сферы ребёнка с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направлений коррекционной работы по восполнению пробелов в знаниях во время уроков и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях во внеурочное время; используется пропедевтика изучения наиболее сложных разделов учебной программы; материал подаётся небольшими порциями, постепенно осваивается и только после полного усвоения, начинается изучение нового, но интегрировано повторяя изученное ( и на уроках других курсов, и ненавязчиво, например, на прогулке, во внеурочной деятельности и т.д.). Обязательно обучение сопровождается практической, исследовательской, проектной деятельностью, ИКТ и т.д., повышая учебную мотивацию, развивая все психические процессы.
      Следует помнить, что вся работа с детьми с ЗПР должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.
      Успехов всем в нелёгком, благородном труде!

      Удалить
  3. Конечно же ЗПР - это не приговор, это временные трудности и трудности преодолеваемые, только почему-то родительская общественность сейчас наверное так и думает что это приговор, слышит только друг друга, а не специалиста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, Лариса Николаевна. Самая трудная работа в обучении детей с ЗПР - это работа с их родителями. Мы тоже очень часто сталкиваемся с непониманием родителей пользы комплексной работы с ребенком с трудностями в обучении. А ведь именно специальное (коррекционное) учреждение обладает возможностью обеспечить такому ребенку комплексное воздействие на его трудности. В нашем учреждении на помощь детям приходит целый "набор" специалистов: это и учитель, и воспитатель, и педагог-психолог, и учитель-логопед, и медицинская сестра. Только комплексная помощь, на мой взгляд, действенна для детей с ЗПР. Очень трудно одному учителю в условиях интеграции оказать помощь детям особой заботы. Не говоря уже о наличии (отсутствии) специалистов - психологов. У вас в учреждении практикуется раннее выявление детей с трудностями в обучении? Как Вы решаете дальнейший образовательный маршрут такого ребенка?

      Удалить
    2. У нас в учреждении все 12 групп компенсирующей направленности,8 из которых для детей с ЗПР, дети к нам поступают по направлению ПМПК, и самые маленькие из них 3-4 года. У нас существуют внутренние консилиумы, на которых мы рассматриваем динамику развития детей, если она не значительна, тогда мы выводим ребёнка на городскую ПМПК и дальнейший образовательный маршрут определяют они. Создаём программы развития на каждого ребёнка, ведётся много индивидуальной работы, но как я и говорила большие сложности возникают когда реальные возможности ребёнка гораздо ниже, чем указано в документах, либо осложнены многими сопутствующими диагнозами.

      Удалить
  4. Добрый день. Я работаю в специальной коррекционной общеобразовательной школе III-IV видов для детей, имеющих нарушение зрения. Опыт работы с детьми с ЗПР небольшой. В школе есть дети, имеющие сочетанные нарушения развития.
    В нашем учреждении помимо учителей есть целый штат узких специалистов: воспитатели, психологи, учитель-логопед, тифлопедагоги, учителя-дефектологи, олигофренопедагог, психиатр, медицинские сестры, врач-невролог, массажист. Помимо обычных занятий проходят специальные коррекционные: ритмика, социально-бытовая ориентировка, пространственная ориентировка, лечебная физкультура, развитие осязания и мелкой моторики, развитие мимики и пантомимики, логопедическая коррекция. Коррекционные занятия проводятся как в группах, так и индивидуально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Евгения Викторовна, что поделились условиями работы Вашего учреждения. Но согласитесь, что с помощью такой команды специалистов обучать ребенка с особыми образовательными потребностями гораздо удобнее.
      Конечно, ребенок с ОВЗ нуждается в интеграции в общество, но для этого необходимо решить массу проблем общеобразовательного учреждения, принимающего к себе ребенка с ОВЗ. И дело не только в техническом обеспечении, дело в подготовке педагогов к работе с особенным ребенком, в подготовке детей нормы и их родителей к адекватному приему особенного ребенка в классе, и многое другое. Скажите, были ли случаи включения (перехода) детей из Вашего учреждения в общеобразовательные учреждения? Как все прошло?

      Удалить
  5. У нас двенадцатилетняя школа, дети обучаются с 1 по 4 класс - начальное звено, 5-10 класс среднее звено, 11-12 класс старшее звено, затем они выходят на ЕГЭ, который сдают учащиеся обычных общеобразовательных школ и поступают в ВУЗы. В классах 10-15 человек. На сегодня в школе 343 учащихся, из которых 31 детей-инвалидов, 114 учащихся, имеющих тяжелую патологию зрения, 5 тотально слепых. На индивидуальном обучении находятся 11 детей, имеющих сложную структуру дефекта.
    Проблема зрения в наше время стоит достаточно остро, поэтому чаще к нам из общеобразовательных школ приходят дети, у которых начало резко падать зрение. Но есть ребята, которые ушли в общеобразовательные школы, и продолжают там успешно учиться. Все прошло замечательно. В нашей школе наряду с инвалидами обучаются и дети, имеющие легкий дефект зрения (практически норма). Тотально слепые дети совместно с классами посещают многие уроки и успешно учатся. Это учит других детей толерантности, а также заботе о ближнем.

    ОтветитьУдалить
  6. Федорова Ирина Валерьевна3 июня 2015 г. в 15:19

    Добрый, день! Я считаю, что ЗПР - это в какой-то степени возможно и приговор. Конечно это все зависит от диагноза. В нашей простой общеобразовательной школе тоже учатся дети с ЗПР. Но для таких детей пишут специальную, индивидуальную программу. Таким детям тяжело учится по одной программе со здоровыми. Но вы знаете, некоторые дети с ЗПР очень даже лучше учатся, чем простые. Согласна со своими коллегами Евгенией Викторовной и Алиной Алимбаевой, что работа с такими детьми должна вестись педагогами параллельно как и с психологами, так и с родителями и со специализированными медицинскими учреждениями. В нашем городе есть такие центры, которые посещают дети с ОВЗ. Такие дети даже адекватнее реагируют на какие-то вещи, просто они в учебе не очень сильны. Конечно в простой школе детям с ОВЗ необходимо уделять больше времени, чем обычным детям. Поэтому и необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Валерьевна, за Ваш взгляд на предложенную тему! Как Вы считаете, возможно ли в условиях сетевого взаимодействия оказать помощь педагогам, работающим с детьми с ЗПР? Что для этого необходимо сделать?

      Удалить
    2. Федорова Ирина Валерьевна4 июня 2015 г. в 21:40

      Добрый день, Светлана! Я считаю, что использование сетевых сервисов могут оказать огромную пользу учителям, работающим с детьми ЗПР. Завлечь детей в компьютер в настоящее время не так уж сложно, главное сделать так, чтобы они захотели не только играть и развлекаться с его помощью, но и учиться, получать знания. Ведь при высокой активности детей в использовании новинок компьютерной техники в их поле интересов почти отсутствуют темы, связанные с образовательным процессом. Одной из задач учителя становится создание ситуации, при которой знакомая среда станет средой повышения образовательного результата, средством и способом решения проблем и задач, связанных со школьным предметом.
      Если задания сделать интересными, увлекательными, доступными, то проблем с привлечением детей возникнуть не должно.
      Применения подобных технологий имеет множество преимуществ.
      Плюсы использования технологий очевидны:
      - Разнообразие, вариативность
      - Перевод учащихся в режим самообразования (сами ищут информацию; такие задания не всегда обязательны, чаще по желанию, но все равно учащиеся делают, потому что им интересно)
      - Доступность (обучение в любом месте: дома, в школе, еще где-то, достаточно выйти в Интернет)
      - Дистанционное обучение (ребенок болеет, но задания в сети он выполнить может, значит не останется без оценок. На физкультуре очень актуально, ведь как правило дети с ОВЗ, в основном освобожденные от урока или имеют ограничение в сдачах нормативов, а они обязательно должны получить отметку) (это из своего опыта учителя физической культуры)
      - Разнообразие во взаимодействие учителя и ученика (неформальное общение, улучшение имиджа учителя).

      Удалить
  7. Здравствуйте! Чтобы получить такой диагноз, учителю необходимо много работать с родителями, чтобы уговорить их искать помощи у специалистов. Поле месяца занятий в 1 классе видно таких детей. Начинаю работать с родителями. Хорошо, когда отвлекаются, понимают, проходят обследование у медиков и потом учатся по индивидуальному плану. Вы правильно указали, что такие дети могут измениться. Так, мой Никита переходит в 6 класс по нормальной программе, будет учиться со всеми одноклассниками вместе. Позади нелёгкие годы работы и педагогов, и родителей. В этом году девочка по решению ПМПК девочка переходит на индивидуальное обучение. Она уже с января на нём, по решению психиатра. Но комиссия отметила прогресс в развитии ребёнка: научилась читать, хотя не понимает смысл прочитанного. Хорошо списывает с печатного текста. Летом обследование у специалистов в краевом диспансере.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Владимировна, Вы все верно сказали.
      У меня вопрос: индивидуальное обучение - это обучение в общем классе по индивидуальной программе или надомное обучение?
      Рада за Никиту! Пусть у него всё получится!

      Удалить
    2. Это бывает разного вида: с девочкой-инвалидом занимаюсь дома, а с другими детьми в школе. Такие дети посещают некоторые уроки и дополнительно учителя работают с ними 8 часов в неделю (начальная школа).

      Удалить
  8. Надежда Антонюк3 июня 2015 г. в 18:09

    Здравствуйте. Я работаю в школе 5 лет в малокомплектном классе. Сейчас у меня 2 и 4 класс детей с ЗПР - 12 чел. самая главная проблема, с котором приходится сталкиваться - это конечно же родители в основном, которые не могут принять или не хотят принимать, что у их ребенка есть какие-либо нарушения. Очень трудно отправить родителей на ПМПК, но в ходе совместной работы с педагогом-психологом, социальным педагогом - у нас это получается. Ведь самое главное в работе с детьми с ЗПР это комплексная работа всех специалистов. Я считаю, что ЗПР - это не приговор. Когда ребенок попадает в такой отдельный класс ему становится намного легче не только обучаться, но и эмоционально и физически. Ведь обучаясь в таком классе дети получают больше индивидуальной помощи от всех специалистов. Помимо обычных уроков у нас проводятся коррекционные занятия мной, педагогом-психологом, логопедом. Еще одной трудностью для меня лично было научиться распределить время на уроке, чтобы и 2 и 4 класс продуктивно работал на уроке. Нужно постоянно находится в тонусе, чтобы каждая минутка на уроке была использована, чтобы сочетать устную и письменную работу, расслабляющие минутки. Ведь ребята приходят в класс с разным уровнем подготовки. Кто-то пишет медленно, кто-то не может выразить свою мысль сразу, нужны наводящие вопросы или слова помощники, есть дети , которые схватывают все "на лету", а кому-то надо объяснить не один раз только задание. Поэтому трудность еще и в том, чтобы научить детей спокойно реагировать на удачи и неудачи других, чтобы они научились чувствовать соседа, одноклассника.
    Многие родители, которые приходят в наш класс вначале боятся, но после месяца обучения, они уже не жалеют, что переводят своих детей. Они видят всю работу, которую комплексно проводят с их ребенком, они видят действительные положительные изменения в обучении. Ребенок эмоционально раскрепощается, пропадает тревожность и у детей и у родителей. По окончанию начального звена и прохождения повторной комиссии дети продолжают обучаться дальше по программе КРО или выходят на общеобразовательный класс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Михайловна, спасибо за Ваше мнение.
      Какая Вы молодец: детей одного класса подчас трудно собрать и чему-то научить, а у Вас комплект и еще особенные дети. Замечательно, что в Вашем учреждении проводится комплексная работа с детками данной категории. Можно уточнить, сколько всего детей в школе, психолог и логопед у школы в штате?

      Удалить
    2. Надежда Антонюк6 июня 2015 г. в 11:10

      Спасибо) У нас общеобразовательная школа и плюс в ней обучаются дети с ОВЗ. Всего детей около 600, из них с ОВЗ примерно 120 чел. Раньше и логопед у нас был в штате школы, но сократили ставку. Но собираются вновь отстаивать эту ставку, потому что в этом есть потребность. Я сама по дополнительному образованию логопед - поэтому моим детишкам в этом немного повезло, я включаю в коррекционные занятия и логопедические. Педагог-психолог одна на всю школу.

      Удалить
  9. Добрый день! Я считаю, что дети с ЗПР обучаемы - это не приговор. Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей с ЗПР на занятиях рукоделием. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.
    Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого педагога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Сергеевна, несомненно, Вы правы. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил:«Ум ребенка — на кончиках пальцев».

      Удалить
  10. Здравствуйте! У меня нет опыта работы с такими детьми, но я считаю, что в подавляющем большинстве случаев - это не приговор. Их тоже можно и нужно учить. Конечно, если смешивать классы, толку будет мало. Им все равно нужен особый подход, отдельные ресурсы, которыми зачастую педагог не в силах обладать при численности классов в 25 и более человек. На уровне общеобразовательных учреждений можно создавать специальные классы. Только не зачем на всю округу "трубить", что это классы коррекционные. Вспоминаю время, когда в начальной школе учились 3 года, а 4 класс - ЗПР, выравнивающий. И выправлялись ребята, дальше шли со всеми наравне. И в то время это было нормальным. А сейчас, такую шумиху подняли... Психологов, логопедов убрали из большинства школ. Коррекционная школа воспринимается обществом как приговор на всю оставшуюся жизнь (не хочу обидеть организаторов конференции, на примере своего района говорю). У нас единственную на весь район коррекционную школу назвали центром "Дар" (в первый же месяц переименования ее прозвали школой для "одаренных"). Для учителей каторжный труд объяснить некоторым родителям, что это всего лишь для выравнивания ребенка, для того, чтобы с ним работали специалисты (психолог, логопед, дефектолог), для того, чтобы немного облегчить его школьную программу. У нас, похоже, скоро лучше пусть в тюрьму сядет, чем туда пойдет. Вот вам и информационное поле, вот и общественное сознание. Как будто туда каких-то прокаженных отправляют... Печально даже. У меня случай был: пришел ребёнок с задержкой речевого развития в 1 класс, вообще не говорил (диагноз поставили ему после садика, а лечение родители не обеспечили). Мальчик смышлённый, тянулся за другими ребятами, мы его научились понимать к концу года. Но школьную-то программу он не усваивал из-за проблем с речью. И не приговор это! Приезжал логопед из города в нашу школу (я в селе работаю), обследовал мальчика, сказал заниматься с ним нужно. Даже сказал, что он букву "р" не будет выговаривать. Долго маму уговаривали на комиссиию отправить, согласилась, ждем решения комиссии. Вот такой опыт... Высказался, конечно, не совсем по теме, но проблему обозначил. Вывод: учить таких детей можно и нужно, приложив к этому определенные усилия и вооружившись специальными знаниями. А самое важное, не акцентировать внимание общества на таких детях. Как в медицине засекреченные диагнозы. Так и тут надо. Школа знает и хватит на этом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Сергей! Спасибо за такое открытое мнение. Очень приятно, что Вы не равнодушны к проблемам таких детей. Все Ваши слова верны, я полностью с ними согласна.

      Удалить
    2. Сергей Алексеевич, прямо крик души получился!
      Мы тоже прошли долгий путь от прямого неприятия и отторжения общественностью до признания необходимости нашей работы, поэтому все понимаем и обид никаких нет и быть не может.
      Да, случаи бывают разные, наше учреждение дает образование на уровне начального общего (по многим причинам не можем позволить себе следующий уровень образования), но очень сложно иногда бывает объяснять грамотным интеллигентным людям (педагогам) (не всем, конечно!), что если у ребенка в первом классе трудности в обучении, значит стоит искать причину, и чем быстрее и настойчивей, тем лучше для ребенка.
      А когда он отсидит (иначе не скажешь) три года в первом классе (реальный пример), программу не усвоит, вот тогда невольно напрашивается вопрос - куда эти три года смотрел учитель? Почему ничего не предпринимал?
      Еще долго предстоит объяснять, в первую очередь, взрослым людям (учителям, родителям), что детей с трудностями в обучении можно и нужно обучать (полностью с Вами согласна), но это нужно делать сообща, используя положительный опыт тех, кто знает и умеет это делать (специальное образование)! Говорят же, "Капля камень точит"! Вот поэтому мы здесь и собрались!

      Удалить
    3. Сергей Алексеевич, несмотря на то, что у Вас ещё небольшой опыт работы с детьми с ОВЗ, просматривается Ваше искреннее желание понять ЧТО и КАК. Это не может не радовать. А вообще, коррекционная педагогика - тема неисчерпаемая, и чем больше опыта за плечами, тем больше вопросов возникает))) Надеюсь, что молодому поколению (в том числе и в вашем лице) когда-нибудь удастся справиться со всеми проблемами нашей школы (и коррекционной школы в частности). Ну, а детям с ОВЗ нужен учитель-профессионал и возможность интегрироваться в общество. Это тот стандарт, к которому стремится с разным успехом весь мир. ... С родителями, конечно, работать надо много и упорно... Насчет засекреченных диагнозов... Слепым детям тоже скрывать свои диагнозы?.. (И.В. Казанцев)

      Удалить
  11. Добрый вечер! Я работаю в общеобразовательной школе, где в каждой параллели есть один класс для детей с ЗПР. Мои ученики закончили первый класс для таких особых детей. Трудности периодически возникают, но они все решаемы, смотря как на них посмотреть. Но хотелось бы особо выделить проблему распорядка дня и пространства кабинета.Режим дня для ребят должен быть немного другой. Например, после трёх уроков перерыв на обед и прогулку. Урок чтения не за партами, а в кругу на ковре или диване. Раз наши дети особые, то и подход должен быть особым (не только в методике преподавания).
    Я уделяю особое внимание в своей работе творческим конкурсам. Дети, кому не легко дается учебная деятельность, могут оказаться талантливыми артистами или художниками. Благодаря успехам ребят в творческой деятельности у них повышается интерес к учебной. Они чувствуют себя успешными и востребованными для нашего класса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! У Вас очень правильный подход к обучению таких особых детей. Действительно среди них очень много талантливых артистов и художников. Главное уметь увидеть это. Вы молодец, успехов Вам в Вашем труде.

      Удалить
    2. Наталья Валерьевна, расскажите как ваши танцоры выступили на НПК)))) (И.В. Казанцев)

      Удалить
    3. Наталья Валерьевна, действительно, очень правильный взгляд на поднятую тему. Не зря в законодательстве об образовании обеспечению специальных условий для детей с ОВЗ отводится особое место (ст.79 Закона об образовании).
      А по поводу таланта, это на самом деле так. В 2014 году 37 из 45 наших учащихся завоевали 92 призовых места в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, то есть практически каждый из них - звездочка, и это для каждого важно!

      Удалить
    4. У нас в школе дети с ЗПР имеются, практически, в каждом наборе, коррекционных классов нет, поэтому такие дети занимаются по обычной программе наряду с другими учащимися. И, конечно же, они явно выделяются среди других. Согласна с коллегами, что не всегда (и даже зачастую) родители готовы принять, что у их ребенка есть определенные нарушения, немногие соглашаются на ПМПК. Возникают трудности и у учителя, и у ребенка. Но и учителя не всегда оказываются готовы к работе с такими детьми. Так, в прошлом году к нам в 1 класс пришла девочка с явным ЗПР, хотя в медицинской карте никакого диагноза не было. Программу ребенок не тянул, учительница махнула на нее рукой, не обращала никакого внимания. Во второй класс девочку перевела и вот тут началось тааакое... . У ребенка - одни двойки, стойкое неприятие учителя, истерики; у учителя - острые конфликты с родителями до уровня гороно. В результате учительница написала заявление с просьбой перевести этого ребенка в параллельный класс. А кому в середине года нужен такой "подарок" да еще с такой запущенностью в обучении. Мама начала бить тревогу, обращаться во все инстанции. В результате был поставлен диагноз ЗПР, ребенка перевели на домашнее обучение, но только до конца учебного года. А как быть с ней дальше - никто не знает.

      Удалить
    5. Елена Львовна, интересна ситуация. Подскажите, а кто перевел девочку на домашнее обучение? Какие основания нашли?
      Ведь у детей с ЗПР нет оснований для домашнего обучения, если, конечно, нет сопутствующих заболеваний.
      Как решилась ситуация на данный момент? Работал ли кто-то с мамой ребенка по этому вопросу? Есть ли поблизости ППМС-Центр или специальное (коррекционное) учреждение, куда можно направить семью на консультацию?
      Ох, как много вопросов...

      Удалить
    6. Мама девочки обратилась к детскому психиатру, тот направил ее в ПП- центр. В центре дали рекомендации направить ребенка на домашнее обучение, но только на текущий учебный год. Не знаю, выявили ли у ребенка какие сопутствующие заболевания или были какие-то другие основания. Учебный год закончился, родители намерены добиваться домашнего обучения и на следующий учебный год. У девочки вроде как появились позитивные сдвиги в обучении. Что будет дальше - пока не известно, поживем - увидим.

      Удалить
    7. Спасибо, конечно, каждый случай уникален. Пусть все сложится удачно!

      Удалить
    8. Спасибо! Будем надеяться!

      Удалить
  12. Добрый вечер! В нашей школе с детьми ЗПР работать трудно из-за большой наполняемости классов, нет специалистов, которые бы оказывали помощь детям. Внеурочная деятельность в кружке "Природа и фантазия" помогает таким детям моего класса, они с желанием посещают его, выполняют сложные работы, работая с соломкой. Увлечённость руководителя кружка творит чудеса. Каждый ребёнок талантлив!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Павловна, а можно подробнее: сколько детей в классе, сколько детей с ЗПР (подтвержденных), школа, наверное, маленькая и психолог не предусмотрен? Вы считаете, что в этой ситуации помощь нужна только детям, а педагогам и родителям?

      Удалить
    2. Добрый вечер! Школа большая, начальных классов 16, в классе по 30 и больше детей. Психолог один на всю школу. У меня в классе 1 ребёнок 7 вида, один ребёнок 5 вида, а ещё 4 человека не имеют подтверждения. Нужна помощь не только детям, прежде всего нужна помощь родителям, конечно же и учителю. Несколько лет назад я работала в обычной школе, но с детьми ЗПР в школе работал индивидуально логопед, психолог. А ребёнок 7 вида пришёл ко мне в класс из другой школы, имея одни четвёрки, благодаря убеждению психолога мама мальчика прошла комиссию с ребёнком, он учится в моём классе, но теперь у него появился интерес к занятиям, а ведь раньше его нельзя было расшевелить, его ничего не интересовало. Он не пропускает занятия кружка, работает с интересом. Мы с бабушкой составили индивидуальную программу занятий для Данила. Помощь родных очень помогает Данилу. А вот с ребёнком 5 вида трудности в том, что ему ничего не хочется, всё неинтересно. Уговорила маму пройти медицинское обследование с ребёнком. Жду результатов.

      Удалить
  13. Я работаю в учреждении дополнительного образования, опыта специальной работы с детьми с ЗПР нет. Мы не спрашиваем у родителей диагноз ребёнка, работаем со всеми. Но иногда проблемных детей, конечно, видно. стараемся подобрать к ним индивидуальный подход.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё верно, Тамара Семёновна! Все дети нуждаются в индивидуальном подходе, а особенные дети - в особенном.

      Удалить
    2. Шитова Анастасия Александровна9 июня 2015 г. в 14:48

      Добрый день! Полностью согласна с Тамарой Семёновной Уржумовой. Я сама работаю в учреждении дополнительного образования. Ребята к нам приходят разные, есть и очень одаренные, а есть и проблемные, но диагноз мы не ставим, стараемся подходить к каждому ребенку индивидуально.

      Удалить
  14. Добрый вечер.Я работаю в коррекционном классе 8 вида. Опыт небольшой.У меня 1-3 класс.И первое ,что мне "бросилось в глаза" - есть дети которых в моём классе не должно быть.Да конечно у них есть определённые проблемы в обучении ,но все не так страшно.И очень жаль ,что на тот момент у нас не было класса ЗПР. У нас сельская школа ,все всё знают и отношение к "особенным " детям прямо скажем желает лучшего.Очень обидно когда ребят просто не замечают. У меня ушёл целый год на то ,чтобы доказать что мои дети многое умеют,они талантливы.Жаль только,что мало поддержки со стороны родителей, да и не только .ЗПР не приговор , гораздо страшнее равнодушие людей ,которые казалось бы должны помогать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Геннадьевна, Вы говорите: "У меня ушёл целый год на то, чтобы доказать, что мои дети многое умеют, они талантливы". Но ведь, как я понимаю, Вы смогли это показать! Что Вы предприняли? Какова реакция окружающих, которые обнаружили, что Ваши дети многое могут?

      Удалить
  15. Добрый вечер. Очень тяжелая тема нашей дискуссии. И проблемы начинаются уже с того, что специализированных учреждений очень мало, и не каждый родитель, даже понимая угрозу, решится отправить малыша, в коррекционное учреждение. Я работаю в общеобразовательной школе, когда в классах по 30 человек, и над тобой весит выполнение программы, то детям с особенностями в развитии очень сложно уделить достойное внимание. Надомное обучение тоже не выход, ведь ребенок лишается общения со сверстниками... В общем, одни вопросы, надеюсь после конференции в опыте коллег увидеть пути решения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, Ирина, тема действительно очень трудна.
      Хочется в условиях конференции найти возможность помочь педагогам общеобразовательных учреждений научиться правильно работать с детьми с ОВЗ, с ЗПР в частности.

      Удалить
  16. Добрый вечер! Полностью согласна с Ириной Саглай.

    ОтветитьУдалить
  17. Добрый день! Я считаю, что дети с ЗПР обучаемы - это не приговор. Согласна с коллегами, что не всегда родители готовы принять, что у их ребенка есть определенные нарушения, немногие соглашаются на ПМПК. К каждому ребенку нужно подобрать свой "ключик" для раскрытия индивидуальных способностей.

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте! Во многом согласна с коллегами. У нас в школе есть такие дети, которые обучаются по индивидуальной программе (надомное обучение), правда ходят в определённые часы на занятия к учителю. Вот об этом обучении хотелось бы больше знать: как составлять индивидуальные программы, по каким учебникам, сколько часов выделить на каждый предмет (всего на обучение таких детей даётся 8 часов), каким предметам отдаётся предпочтение?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 2 часа - окружающий мир, а остальные 6 часов по 3 часа русский и математика. А если вам нужно чтение- делите с окружающим миром по часу

      Удалить
    2. Где найти документальное подтверждение этому?

      Удалить
    3. А у нас в эти 8 часов входит еще и ИКТ (не знаю, может в учебном плане этот предмет называется по-другому, так нам озвучила завуч).

      Удалить
  19. Опыт работы, коллеги, есть, но это только индивидуальное, так называемые "надомники". Поэтому по вопросу Татьяны Терентьевой: нам все дает администрация, мы только в своем предмете немного корректируем. Но был опыт с физики, математики, химии. Просто "сопутствующее", чтоб другим не ходить:)

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте! У нас общеобразовательная школа и коррекционных классов на данный момент нет. Однако 8 лет назад у нас такие классы были. Но несмотря на все практически на каждой параллели есть дети с ЗПР. Как отмечалось выше, родители не всегда идут на подтверждение диагноза. Я считаю, что если бы с данной группой детей заниматься по отдельной коррекционной программе, то они будут успешными и при дальнейшем обучении в обычных классах.

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте! Я работаю в общеобразовательной школе, в которой есть СКК VII вида. Сейчас, к сожалению, в нашем городе уменьшается количество таких школ. СКК считают "проблемными" классами. В результате наполняемость в таких классах высокая, что называется "под завязку", а многие дети, которым необходима индивидуальная коррекционная поддержка, учатся в классах возрастной нормы, наполняемостью 30 человек. Я считаю, что детям с ЗПР необходимо обучаться в специальных классах и школах, в которых работают узкопрофильные специалисты. В нашем городе есть и такая проблема, как количество специалистов службы поддержки. В общем, проблемы есть, и надо их решать. И мне хотелось найти ответ на вопрос, как работать с детьми с ЗПР в классе возрастной нормы, и существует ли возможность помочь таким детям в этих условиях.

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте! Работаю в общеобразовательной школе, более 5 лет как закрыты классы ККО, но дети с признаками или диагнозом ЗПР остались. Обычно таких детей хорошо видно уже в 1 классе, но вместо того что бы помочь ребёнку, учитель и психолог вступают в настоящее сражение с родителями, которые хотят учить ребёнка только в общеобразовательной школе и только в классе. Ценой нечеловеческих усилий удаётся вывести ребенка на домашнее обучение, разработать план индивидуальных занятий, но учителя предметики часто к этому не готовы. Наверняка многие из вас встречались с коллегами которые не желают понимать проблемы детей с ЗПР и не хотят тратить своё время на "возню " с ними. В нашей области несколько лет работает программа дистанционного обучения детей инвалидов, и я 3 года назад столкнулась с таким мальчиком, сколько всего пришлось прочитать, помощи не было никакой. Просто дали и занимайся как хочешь и остальные учителя в такой же ситуации. У бедного ребёнка за 3 года поменялись множество раз учителя математики и русского, истории и биологии, многие воспринимали его как невоспитанного хулигана и предъявляли требования как к абсолютно обычному ребёнку, и следовательно результат обучения и развития отсутствовал

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте! В моей педагогической практике не встречалось детей с ЗПР. Но видела такого мальчика в поезде, когда мать везла его на лечение. Парень учился на дому и был достаточно общительным. Тем не менее, я заметила тот факт, что наблюдались признаки агрессии к окружающим - проходящим мимо людям. Мое личное мнение - первоочередная задача и родителей и педагогов - помочь адаптироваться такому ребенку в этом сложном мире, открыться, найти в себе таланты, быть доброжелательным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Vera Korableva вы совершенно правы - главное чтобы все дети смогли адаптироваться в жизни.

      Удалить
  24. Здравствуйте! Я работаю в общеобразовательной школе, но у меня в классе есть двое детей с ЗПР, которые обучаются по интегрированной программе. Проблема заключается в том, что в школе нет логопеда, психолог проводит только диагностическую работу, и поэтому родителям приходится обращаться в психолого-педагогические центры за консультациями, помощью, а это порой в других районах города.
    Нужно сказать, что ЗПР - это не приговор. Дети обучаются, желание учиться у таких детей есть, они тянутся за остальными детьми, пытаются не отставать от них, только в этом им надо помочь. Я считаю, что педагог, работая с такими детьми, должен не только использовать особые методы и приемы работы, но обладать большим тактом. Главное, научить ребенка верить в свои силы, что у него все получится, изменить его самооценку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, конечно, Вы правы, что педагог должен обладать исключительным тактом по отношению ко всем детям, а к детям с трудностями в обучении - особо.
      Если в классе обучаются дети с ОВЗ, то для них должна быть написана программа, в которой есть коррекционный раздел, и работа психолога в этом случае не может ограничиваться только диагностикой. В его обязанности входит еще несколько направлений. Ведь, как правило, только комплексный подход в работе с детьми с ЗПР (и с ОВЗ вообще) дает ощутимый результат. Успехов Вам!

      Удалить
    2. Светлана согласна с вашим мнением, что рядом должен быть квалифицированный педагог. Вот только комплексный подход, как правило некому оказывать. Хорошо если учитель понимает и ищет индивидуальный подход, возможности заинтересовать, поверить в себя, найти общий язык с родителями.

      Удалить
  25. Читая материалы дискуссии, прихожу к выводу в каждом конкретном случае - приговор или нет ЗПР, может быть и тот и другой вариант, часто это зависит от нас взрослых (родителей, учителей). В рамках общеобразовательных школ, конечно, проблемы схожи: отсутствие специалистов, наполняемость классов. Учитель часто готовит к итоговой аттестации учеников, уделяет мало внимания ученикам, осваивающую АОП

    ОтветитьУдалить
  26. Здравствуйте! Согласна с мнениями коллег, что отношение к детям с ЗПР определяется позицией прежде всего учителей. В нашей общеобразовательной школе был разный опыт: мы собирали таких детей в один класс, сейчас они у нас есть практически в каждом классе нормы. На мой взгляд, наиболее эффективной была бы работа с такими детьми именно на начальной ступени, но реальность такова, что выравнивание чаще всего не происходит за четыре года ... Наверное, все же не хватает комплексного подхода специалистов к таким детям.Поэтому мы и обращаемся к Вашему опыту, чтобы разобраться, что не срабатывает и что делать дальше. Иначе перспективы очень плачевные: именно дети с ЗПР чаще всего не справляются с итоговой аттестацией в 9 классе.

    ОтветитьУдалить
  27. Добрый день, коллеги. Думаю, что ЗПР - это не приговор. Если педагог, родители, психолог и логопед будут работать сообща, то у ребёнка всё получится. Ведь многое зависит от нас-взрослых.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы.Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно - педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога,учителя, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента . При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно - педагогической работы, направленной на формирование и развитие детей с ОВЗ.

      Удалить
    2. Совместная работа специалистов даст положительный результат.

      Удалить
  28. Добрый вечер, коллеги. Я считаю, что ЗПР - это не приговор, а первые звоночки для родителей, но как быть, если родители не интересуются успехами своего ребенка?

    ОтветитьУдалить
  29. Работаю с детьми с ЗПР более 20 лет. Проблемы с родителями были всегда: кто-то не хочет огласки диагноза среди друзей и соседей, кому-то просто безразлично, освоит ли их ребенок школьную программу, у кого-то не хватает информации об особых образовательных потребностях детей. В нашем городе эту проблему, а также и многие другие решаем, организовав сетевое сотрудничество педагогов школ, где есть классы для учащихся с ЗПР. Различные игры-соревнования (спортивные и интеллектуальные), творческие фестивали и презентации проектов не только способствуют социализации детей, расширяют круг их общения и вызывают желание учиться, но и помогают родителям лучше понять своего ребенка, гордиться им, его успехами. Это сближает школу и семью.

    ОтветитьУдалить
  30. Добрый день! Из совместных с коллегами поисков правильных и лучших путей обучения и развития наших детей, из личного опыта работы осознала, что умение затронуть струны души может дать толчок развития каждому ребёнку. Но поддержка должна быть комплексной и постоянной. Особенное значение имеет убеждение ребёнка в его личные способности. А этот вопрос веры в себя лучше начинать с развития творческих способностей. Успехи творчества помогут и дальнейшему развитию в учёбе, в личностном созревании. Мы видим успехи наших детей, это даёт нам силы для дальнейшей работы. Мы нужны нашим детям.

    ОтветитьУдалить
  31. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  32. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  33. Добрый день! Я считаю, что каждый ребенок индивидуален. Необходимо найти подход к каждому и помогать открывать в нем его возможности. Всем нужна забота, ласка и доброта.

    ОтветитьУдалить